Пн-Чт: с 8:45 до 18:00
Пт: с 8:45 до 16:45

Вопрос-ответ

Установка СКНО в торговые автоматы не создает субъектам, применяющим торговые автоматы, дополнительных забот технического либо иного характера. Все работы, связанные с приобретением и установкой СКНО в торговые автоматы, проводятся РУП ИИЦ. За СКНО вносится залоговая стоимость, которая, в случае снятия СКНО, возвращается субъекту. В соответствии с заключенным договором, ежемесячно взимается абонентская плата за информационное обслуживание в размере, определенном действующим Прейскурантом.

Созданная система является альтернативой встраивания в торговые автоматы кассового оборудования, что позволит субъектам, использующим торговые автоматы, избежать издержек, связанных с:

а) оплатой стоимости кассового оборудования (за СКНО вносится залоговая стоимость, которая при снятии СКНО возвращается владельцу торгового автомата);

б) необходимостью замены кассового оборудования в связи с истечением срока нахождения модели (модификации) данного кассового оборудования в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (СКНО может использоваться без ограничения срока его применения);

в) приобретением и установкой чековых лент во встроенное кассовое оборудование для формирования и выдачи покупателю платежного документа (при применении СКНО такая обязанность отсутствует);

г) хранением в течение 12 месяцев со дня формирования контрольных лент, суточных (сменных) отчетов (Z-отчетов) при их распечатке (при применении СКНО такая обязанность отсутствует, так как вся информация о денежных оборотах торговых автоматов сохраняется в ЦОД).

В соответствии с законодательством Республики Беларусь с 1 июля 2012 г. применение автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, оснащенных купюроприемником/монетоприемником (далее – торговые автоматы), для продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг возможно только со встроенным кассовым оборудованием либо со средством контроля налоговых органов.

Справочно. Данная обязанность установлена подпунктом 2.2 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр», согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 июля 2012 г. при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные денежные средства и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием для обеспечения регистрации и некорректируемого учета принятых наличных денежных средств и печати платежного документа либо со средством контроля налоговых органов.

Средство контроля налоговых органов (далее – СКНО) – специальное устройство, которое посредством сотовой подвижной электросвязи обеспечивает дистанционную передачу данных о выручке, полученной с использованием торговых автоматов, в центр обработки данных (далее – ЦОД). ЦОД предназначен для хранения и обработки информации о денежном обороте в сфере вендингового бизнеса. Функции ЦОД возложены на РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – РУП ИИЦ).

Работа над созданием системы контроля торговых автоматов (далее – система) была организована с учетом международной практики использования подобных систем и ведется в тесном взаимодействии с субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими деятельность в сфере вендинга (торговли с применением торговых автоматов). Рабочей группой проводились встречи-совещания с представителями вендинговых компаний, на которых обсуждались вопросы подключения торговых автоматов к системе, установки и обслуживания СКНО, предполагаемой стоимости этих работ.

Как известно, одно из преимуществ вендингового бизнеса – это возможность постоянной круглосуточной торговли, иными словами, потребитель должен иметь возможность получить товар всегда. Поэтому обеспечить наличие продукта в торговых автоматах и в целом его работоспособность – основная задача предпринимателя для привлечения постоянных клиентов и максимизации прибыли.

Созданная система предполагает возможность предоставления субъекту, использующему торговые автоматы, различных видов статистических отчетов о работе торговых автоматов. Это - отчеты за сутки, а также за период, указанный субъектом, о суммах продаж в разрезе каждого торгового автомата, а также времени работы каждого торгового автомата и, соответственно, его работоспособности. Отчеты могут предоставляться как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Имея возможность анализировать полученную, путем указанных отчетов, информацию, субъект, использующий торговые автоматы, получает следующие преимущества: формирование достоверных и оперативных данных о выручке в разрезе каждого торгового автомата; минимизация простоев торговых автоматов за счет оперативного получения информации о проблемах в работоспособности торгового автомата, оперативного устранения возникающих проблем и контроля по восстановлению работоспособности торгового автомата; снижение издержек на обслуживание торговых автоматов за счет оптимизации транспортной логистики и складских запасов, рационального использования трудовых ресурсов.

Обращаем внимание, что подключение к системе не создаст каких-либо дополнительных проблем в части обслуживания торговых автоматов персоналом субъекта хозяйствования, использующего торговые автоматы, так как для заправки торгового автомата ингредиентами, выемки денег, замены купюроприемника/монетоприемника и т.п. предусматривается наличие технологического режима, что не потребует присутствия работников РУП ИИЦ, налоговых или иных контролирующих органов.

В связи с поступающими вопросами о подключении автоматических электронных аппаратов к системе контроля Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь разъясняет.

С 1 июля 2012 г. применение автоматических электронных аппаратов, оснащенных купюроприемником и (или) платежным терминалом, как и торговых автоматов, возможно только со встроенным кассовым оборудованием либо со средством контроля налоговых органов.

Справочно. В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр» (далее – постановление № 924/16) юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 июля 2012 г. при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные денежные средства и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием для обеспечения регистрации и некорректируемого учета принятых наличных денежных средств и печати платежного документа либо со средством контроля налоговых органов.

Согласно пункту 2 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением № 924/16 (далее – Положение), автоматический электронный аппарат, торговый автомат – это устройство, оснащенное купюроприемником для приема наличных денежных средств и (или) платежным терминалом для осуществления расчетов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в режиме самообслуживания.

К автоматическим электронным аппаратам, подлежащим подключению к системе контроля, относятся, например, автоматические копировальные аппараты, автоматы по выдаче и надеванию бахил, автоматизированные пылесосы, массажные кресла, автоматизированные прачечные и иное аналогичное оборудование, используемое при выполнении работ, оказании услуг в режиме самообслуживания и оснащенное купюроприемником/монетоприемником.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на наличие ряда автоматических электронных аппаратов, на которые рассматриваемые требования не распространяются.

Так, подпунктами 31.5 и 31.22 пункта 31 Положения предусмотрен иной (отличный от порядка при использовании автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов) порядок приема наличных денежных средств при продаже через автоматы проездных документов (жетонов) для транспорта, и эксплуатации детских развлекательно-призовых аппаратов, оснащенных купюроприемником/монетоприемником, с выигрышем призов без денежного выигрыша (кран-машин), согласно которому прием наличных денежных средств в указанных случаях согласно пункту 33 Положения осуществляется с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену).

Порядок установки, обслуживания, снятия СКНО, а также осуществления функций центра обработки данных определен постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 02.03.2012 № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов и порядке осуществления функций центра обработки данных».

Позаботьтесь о своевременном подключении торговых автоматов.